8 класс
Курение и реклама
(1 час)
Одним из главных аргументов в пользу запрета рекламы табачных изделий является то, что такой запрет защитил бы детей и снизил бы число молодых людей, приобщающихся к курению. Учитывая, что у 90 % курильщиков эти привычка появилась, когда они были детьми или подростками (60 % были моложе 13 лет), эта озабоченность вполне обоснована.
Озабоченность детей и подростков определением своего индивидуального образа делает их весьма уязвимыми к рекламе табака. Эта проблема возрастает, потому что реклама табака не ограничивается самим продуктом, но больше полагается на создание атмосферы или "имиджа" вокруг акта курения с вариациями для каждой марки.
Табачная индустрия может настаивать на том, что ее реклама направлена только на взрослых, а то, что она также достигает детей это, по крайней мере, не их забота. Однако с моральной точки зрения эти основания довольно шатки. Внутренние документы Imрerial Tobako Ltd (BAT) и RJR McDonald Inc. (RJR Nabisco), опубликованные после судебного процесса в Верховном Суде Квебека, ясно показывают, что реклама этих компаний явно направлена на детей примерно 12-летнего возраста.
Исследовательские данные из таких стран, как Соединенное Королевство, США, Австралия, Голландия и Бельгия показали, что подростки уделяют табачной рекламе больше внимания, чем взрослые.
Исследованиями выявлено, что:
- рекламные объявления о табаке чаще замечаются подростками, чем взрослыми;
- подростки более знакомы с марками сигарет, чем взрослые;
- подростки с большим успехом могут связать правильную марку с рекламным сообщением, чем взрослые;
- подросткам больше нравится расширительная реклама марки, чем взрослым. Исследования также показали, что курящие дети, по сравнению с некурящими, больше разбираются в рекламе сигарет и они приветствуют ее;
- курящие дети значительно легче вспоминают и узнают рекламу сигарет;
- курящие дети в значительно большей мере способны определить марки сигарет в рекламных сообщениях, где марки не показаны;
- курящие дети выражают значительно большую симпатию к рекламе сигарет.
В целом, несовершеннолетние курильщики уделяют рекламе сигарет гораздо больше внимания и получают от нее гораздо больше удовольствия, чем те, кто не курит. Это удовольствие способствует усилению их курения. Другими словами, реклама сигарет поощряет курящих детей продолжать эту привычку.
Мальборо и подростки
Если курение подростков подвержено действию рекламы, они выбирают марку, чью рекламу они знают и ценят и чьи послания направлены на них.
Мальборо является наиболее продаваемыми согаретами в мире и Европейском Союзе. Они являются лучше всего продаваемыми сигаретами в США, Германии, Бельгии, Нидерландах и Франции и номером два в Испании и Греции. Пример сигарет Мальборо приме-чателен, так как они характеризуются:
- наиболее привлекательной рекламой для подростков;
- наивысшими затратами на рекламу во многих странах;
- наиболее популярной маркой среди несовершеннолетних курильщиков.
Привлекательность рекламы
В 1990 году в 12 странах Европейского Сообщества в контексте программы "Европа против Рака" был проведен опрос по поводу отношения и поведения молодых людей в возрасте от 11 до 15 лет. Всего было проинтервьюировано 9312 молодых людей.
Один из вопросов относился к рекламе табака: "Существует ли реклама марки сигарет, которые тебе особенно нравятся?" 27 % ответили "да” и назвали рекламную компанию особой марки. Мальборо и Кэмел являлись чаще всего называемыми марками: 11 % молодых людей назвали Мальборо, 6 % - Кэмел, 10 % - другие марки.
Анализ ответов на вопрос для тех, кто курит регулярно: "Какую марку ты куришь?" показал, что 25 % регулярных курильщиков курят Мальборо, 7 % - Кэмел.
Согласно этому опросу, рекламная компания Мальборо была наиболее привлекательной и Мальборо были наиболее популярными сигаретами.
Наибольшие затраты на рекламу
Данные показывают, что Мальборо до сих пор больше всех в США тратит на табачную рекламу. В целом, чем больше денег затрачено на табачную рекламу особой марки, тем она более популярна среди несовершеннолетних курильщиков. Предпочтение взрослых курильщиков не так тесно связаны с рекламой (см. табл. 1).
Таблица 1
Марка сигарет |
Рыночные затраты на рекламу (млн. долл. США) |
Доля на рынке (в %) 12-18-летних в целом по США |
Мальборо Кэмел Ньюпорт Кул 2 Винстон |
75,6* 42,9 34,5 20,5 17,6 |
60 24 13 4 13 5 1 2 1 7 |
* цифры на 1993 год
Популярность среди несовершеннолетних курильщиков
Примечательно, что успех Мальборо больше среди молодых людей, чем среди взрослых. В 1991 году в Германии Мальборо курили 35 % взрослых по сравнению с 55 % молодых людей в возрасте от 19 до 21 года. В Бельгии ведущей маркой в 1980-е годы была Бельга. В 1986 году ее доля на рынке была 22 % , а у Мальборо - 12 %. Однако среди подростков 15 - 19 лет рыночная доля Мальборо в 1986 году была 40 %. Данные опроса 10 000 людей в 1992 году показали, что Мальборо была ведущей маркой среди людей возраста 15 - 34 года, а Бельга была ведущий среди тех, кто старше 35 (см. табл. 2).
Урок для успеха Мальборо ясен: для того, чтобы завоевать рынок, нужно привлечь молодых людей. В 1990-е годы ведущей маркой сигарет в Бельгии уже была не Бельга, а Мальборо, так как все больше молодых людей предпочитали Мальборо Бельге. Излишне говорить, что рекламный бюджет Мальборо на 60 % выше, чем у Бельги.
Таблица 2
Доля на рынке (%) |
15-17 лет |
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-54 года |
55-64 года |
Бельга Мальборо |
12* 50 |
12 50 |
18 32 |
28 17 |
32 9 |
25 8 |
*цифры 1992 года