СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ.
1. Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
2. Явно определите. Чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте подростку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
6. Своевременно делайте замечание, оценивайте поступок сразу.
7. Главное — оценивать поступок, а не личность.
8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибкам; верьте в него, несмотря на оплошности; дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки — не одно и тоже.
9. Будьте строгим, но добрым.
10. Не превращайте класс в театр одного актера.
11. Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих учащихся.
12. Исключайте из практики работы педагогический диктат.
13. Дайте каждому учащемуся право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к окружающей действительности.
14. Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.
15. Умейте слушать и слышать ученика.
16. Поощряйте учащихся, отстаивающих свою точку зрения.
17. Не бойтесь признать свои ошибки. Не ругайте детей утром — солнце покажется им серым.
18. Не ругайте днем — небо покажется хмурым, не ругайте на ночь—луна покажется черной. Вообще не ругайте!
19. Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.
20. Страдание калечит психику ребенка. Особое внимание — страданиям ребенка.
21. Ставьте себя почаще на место счастливых и особенно несчастных ребят.
22. Любите всех детей, а больше всех — самых для вас неприятных.
23. Учитель, запрет — чаще всего признак слабости, а не силы.
24. Старайтесь чаще говорить «можно». Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги остаются иногда на всю жизнь».
25. Добрый учитель - это не только тот, кто умеет делать добрые дела, а, прежде всего, гот, кто не способен делать детям зло.
26. Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Юмор — наш главный помощник в воспитании.
27. Знайте: детей привлекают у учителя высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.