Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 07:00

Сайт учителя географии Пантелеймоновой Татьяны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Беседа "Чудо надежды"

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.

Сенека

Творческое задание «Наши надежды»

Дети делятся на группы. Одна группа — семья, дру­гая — врачи, третья — учителя, четвертая — ученые и т.д. Дети рассказывают, на что должны надеяться те, кого они представляют, чтобы жизнь людей стала лучше. Каждая группа должна придумать столько пун­ктов, сколько детей входят в ее состав. После расска­зов детей педагог обсуждает с ними, какие надежды ка­жутся им реальными, а какие — нет, и почему.

 

Вопросы и задания для беседы:

§        Как сохранить надежду, несмотря ни на что?

§        Кто помогает вам сохранять надежду?

§        Умирает ли надежда, если человек перестает на что-либо надеяться? Может ли надежда умереть?

§        Можно ли потерять надежду? В каких ситуациях человеку нельзя терять надежду, и почему?

§        На что в жизни стоит всегда надеяться? Стоит ли всегда надеяться на лучшее, и почему?

§        Если бы вы встретили человека, потерявшего на­дежду, как бы вы его утешили?

§        Нужно ли уметь бороться за свою надежду, и как этому научиться?

 

А. Абу-Бакар

Это была очень, ну просто как кукла, очень краси­вая маленькая девочка... Как сегодня помню, привез­ли ее тогда в детский дом из соседнего аула Чишили. На отца ее получили похоронную, и мать вскоре от горя умерла. Рассказывали, что очень любили друг друга, говорят, немая она была до встречи с ним, полюбила его и вдруг заговорила. Бывает такое в жизни. Война молнией сразила любящих, осталась под синим небом сиротой эта девочка. Она была замкнутой, отчужден­ной, все время молчала, можно было подумать, что она потеряла дар речи.

Все время сидела на своей койке притихшая, не под­нимая глаз, а потом засыпала, свернувшись, как коте­нок. И мне приходилось накрывать ее одеялом. На сво­их уроках я сажала ее рядом с собой, надеялась, что она вовлечется в работу. Но нет, девочка пугливо от­странялась, настораживалась, будто все ребята вок­руг хотели ей зла.

Однажды она исчезла. Весь дом обыскали, обошли все строения, в ауле людей расспросили — нет, ее не было нигде. Я расстроилась, ведь дирекция спросит меня, потому что исчезла она с моего урока. Пешком я пошла в аул, откуда она родом... Дорога вела мимо кладбища. Была лунная ночь, и вдруг я услышала плач... Смотрю, возле могилы, сиротливо подобрав ноги, сидит моя девочка и причитает:

        Мамочка, родненькая, вернись ко мне. Почему ты ушла от меня? Я никогда, никогда не буду обижать тебя, только вернись...

Сжалось мое сердце, подошла я тихо, села рядом, обняла ее и заплакала вместе с ней. Девочка прижалась ко мне.

        А ты разве знала мою маму?

Знала, доченька, знала, — соврала я. Правда же, она была самая лучшая?

Да, доченька, самая, самая лучшая. Я обидела ее, и она ушла от меня, — горько всхлипнула девочка. Нет, доченька, не ты ее обидела...

А кто же? Война, доченька, проклятая война. Здесь же, тетя, войны нет.

Нет, доченька, война всюду достает. Не плачь, ласковая ты моя. Отец твой скоро вернется, — говорю ей, желая утешить. Оказывается, и в маленькое серд­це маленького человека вмещается большое горе.

—Нет, добрая тетя, папа тоже не вернется, его убили.

С войны, доченька, бывает, возвращаются. Мне кажется, что он обязательно вернется, — очень хоте­лось мне дать ей надежду. — А на войне, доченька, хо­лодно. Хочешь, чтоб папе было тепло и чтоб он поско­рей к тебе вернулся?

Конечно, хочу, он же мой папа.

Пойдем, доченька, пойдем, родная. Я тебя научу вязать, ты свяжешь папе носки и пошлешь...

И варежки, чтоб руки не мерзли.

Правильно, и варежки... — Я поправила на ней платочек и пальтишко, взяла ее за руку...

С того дня Шахризат сдружилась со мной. Встре­чая меня, она говорила: «Я так ждала, ждала тебя, добрая тетя...»

Девочка оказалась смышленая, сообразительная и легко научилась вязать. Связала она и пестрые джу-рабы-носки и варежки. И пошли новые посылки на фронт. Она ждала письма.

И сегодня нет от папы письма, — бывало, взгрус­тнет она, прижавшись ко мне.

Будет, будет, доченька.

А писем все не было. Заскучала моя Шахризат, ху­деть стала, прямо на глазах таяла. Что только я ни придумывала, ничто не помогало. И тогда ты, сын мой, оказал мне услугу. Помнишь?

        Да, мама, я написал ей письмо от ее отца... И она получила его. Читать-то еще не умела, в первый класс ходила. А письмо прочитала ей старшеклассница. Ка­кая была радость у девочки, как носилась она с этим письмом! Это мой папа мне прислал! — звенел ее голосок.

Поздравляем, Шахризат. Спасибо, — кланялась она всем.

Еще два раза, кажется, я прибегла к твоей помощи, сын мой. Больше не пришлось писать. Бывают, оказы­вается, в жизни чудеса. Однажды сидим мы под наве­сом на солнцепеке, девочки трепали шерсть, я красила нитки. Во двор к нам вошел с вещмешком усталый сол­дат. Остановился он посреди двора, глядит вокруг. Со всех сторон сразу выскочили дети, сотня пар детских глаз в ожидании и надежде не сводила с него взгляда.

Дудеш! Папа! — раздался вдруг рядом крик, и в беспамятстве упала на мои руки Шахризат.

Папа! — эхом отозвались дети, будто вспомнив что-то родное, позабытое, затаенное.

Я думала, сердце у меня выскочит из груди. С де­вочкой на руках подошла я к солдату и разрыдалась. Это был ее отец.

 

Вопросы и задания к сказке:

§        Как бы вы на месте учительницы из рассказа всели­ли в девочку надежду? Как вы думаете, может ли человек обмануть из-за благородной цели?

§        Что значит подарить или отнять у кого-то надежду?

§        Как вы думаете, почему в жизни Шахризат про­изошло чудо?

§        Знаете ли вы людей, в жизни которых происходили чудеса, потому что они умели надеяться?

 

Сценка «На кого мы надеемся»

Дети делятся на пары. Один человек из пары дока­зывает, что каждый должен надеяться только на себя, а другой — убеждает его, что человеку сложно жить без надежды на близких и друзей.

Затем педагог обсуждает с детьми, как помочь себе и друг другу не терять надежду.

 

Письменная работа

Попросите детей перечислить разные глаголы, ко­торые можно связать со словом «надежда». Например: подарить, открыть, потерять, отдать, вернуть, за­быть, вспомнить, жить, светить и т.д.

Затем дети перечисляют разные прилагательные к слову «надежда». Например: крылатая, великая, кра­сивая, незримая, живая, вечная, добрая и т.д.

Все перечисленное детьми записывается на доске в две колонки. Каждый выбирает два слова — глагол и прилагательное, например: «искать» и «великая», и объясняет письменно, что значит искать великую на­дежду, и как ее найти. Из работ детей составляется книга: «Мысли о надежде».

 

Рисунок «Звезды надежды»

Дети записывают цитату Октава Фелье: «Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не открыл в конце концов какую-ни­будь звезду». Попросите детей вспомнить и нарисовать в виде звезд на небе свои надежды, затем надежды сво­ей семьи, жителей своего города, людей все планеты и т.д. По рисункам друг друга дети угадывают, чьи это надежды, и объясняют свое мнение.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz