Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 07:54

Сайт учителя географии Пантелеймоновой Татьяны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Классный час "Во имя ближнего"

 

 

Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, могут принадлежать к раз­ным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на раз­ных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, кото­рых надо любить.

Мать Тереза

Творческое задание «Что нужно для любви»

Напишите на доске, что необходимо иметь челове­ку, чтобы любить своих ближних, например: доброту, материальный достаток, престижную профессию, по­ложение в обществе, умение уважать людей, умение прощать, внимательное отношение к людям и т.д. По­делите детей на группы по пять человек и попросите их выбрать пять пунктов из записанных на доске и расположить эти пункты по приоритету. Затем члены групп по очереди доказывают всем остальным важ­ность выбранных ими пунктов.

 

Вопросы и задания для беседы;

·        Каких людей вы можете назвать своими ближними?

·        Какие люди, по-вашему мнению, заслуживают любви и уважения?

·        Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?

·        Как научиться с любовью относиться к слабым людям?

·        Расскажите, в каких профессиях нельзя добить­ся успеха без любви к ближнему, и почему.

БЛАГОРОДНАЯ ЖЕРТВА

Индийская легенда

Трудно себе представить, что такое настоящий го­лод. Рассказывают множество историй об ужасах того великого голода, который разразился в Ориссе более ста лет назад.

Подряд три года не было дождя. Колодцы, ручьи и даже реки высохли. Земля была беспощадной и сухой, и урожай повсюду не уродился. Никто ничего не сеял и не жал. Рис стал роскошью, и все начали забывать, каков он на вкус. Люди ели траву и листья деревьев, но вскоре даже эта еда стала редкостью.

Проходили дни и месяцы, запасы риса и зерна, при­прятанные богачами, также пришли к концу. И через некоторое время жидкой похлебки едва хватало им и их детям. Голод косил людей. Повсюду слышались мольбы и крики страждущих и больных.

Голод и нужда доводили людей до того, что они вели себя подобно животным. Мужья оставляли жен, роди­тели забывали о любви к детям и с жадностью поедали все то немногое, что могли достать, не давая им ни крош­ки. Люди убивали друг друга за горстку риса. Грабили дома богатых людей и расхищали их запасы риса. Вся­кий раз, когда становилось известно, что где-то готовят еду, группы молодых людей, вооруженных палками, появлялись там и все уносили.

Но даже и в это страшное время встречались благо­родные поступки, самопожертвование и героизм.

Поблизости от Кендрапара, расположенного в ок­руге Каттак, находилась деревня. В ней жил старик с женой, сыном и дочерью. Старый человек был батра­ком и даже в старые добрые времена едва сводил кон­цы с концами. Когда же наступил голод, никто уже не нанимал его, и он, как и многие другие, стал нищим. Его жена и дети тоже отправились выпрашивать ми­лостыню. С утра до вечера они просили подаяние, но

только изредка им удавалось получить горстку риса. Как-то несколько дней они не могли ничего достать и питались листьями деревьев или травой, которые они варили. Старик становился все слабее и слабее, заболел и умер от голода. Его жена и дочь стали слишком слабы, чтобы ходить за милостыней. Но у сына, которого звали Санатан, оставалось еще немного сил, и он понял, что теперь его долг кормить мать и сестру.

Санатан бродил из деревни в деревню, прося милос­тыню, но не получал ничего. Тем не менее он продол­жал идти вперед. Он был очень слаб и едва передвигал ноги, но все время думал о голодающих матери и сест­ре, и это придавало ему силы, и он продолжал путь. После двухдневных странствий в поисках еды он подо­шел к дому, в котором был достаток. Добрая хозяйка, увидя иссохшее тело Санатана, пожалела его.

        Сынок, — сказала она. — Я не могу дать тебе до­статочно риса, чтобы заполнить твой желудок, однако возьми и съешь столько, сколько здесь есть.Санатан аккуратно разостлал кусок ткани на зем­ле, и добросердечная женщина положила на него не­много вареного риса.

        Съешь это, сынок, — сказала она. Но Санатан, завязывая рис в узел, ответил:

        Как я могу съесть это? Моя мать и сестра ничего не ели уже два дня. Я возьму этот рис домой.

Ему предстоял дальний путь. Он чувствовал уста­лость, слабость и голод. Он шел, останавливаясь не­много передохнуть, затем снова шел до тех пор, пока уже не смог идти дальше, и прилег в тени бананового дерева, положив драгоценный рис у изголовья.

«Посплю-ка немного, — подумал Санатан. — Тогда я, может быть, смогу дойти домой до моей матери и сестры. О, как они, должно быть, голодны!» Он лег. Его утомленные глаза закрылись. Вскоре он крепко заснул, но больше не проснулся.

А некоторое время спустя проходящие мимо люди с удивлением заметили мертвого мальчика, хотя при нем была еда.

«Как такое могло случиться, — недоумевали они, — что мальчик умер в то время, когда у него был с со­бой рис? Люди умирают от голода, а этот мальчик умер, имея еду при себе».

Они не могли понять, что мальчик больше любил мать и сестру, чем самого себя.

 

Вопросы и задания к легенде:

·        Приходилось ли вам делиться с кем-то последним куском хлеба или глотком воды?

·        Что может помочь человеку вести себя достойно в экстремальных ситуациях и не забывать о своих «близких?

·        Что символизирует горсть риса в этой легенде?

·        Как любовь к ближним может помочь правителю страны избежать голода в засушливые годы?

·        Как вы думаете, есть ли в современном мире прави­тели стран, основой правления которых являет­ся любовь к ближнему?

 

Творческое задание «Готовность помочь»

Педагог дает детям разные ситуации, как пример любви к ближнему:

·        всегда подавать милостыню нищим;

·        посещать дом престарелых и ухаживать за ними;

·        помогать материально детским домам и приютам;

·        внимательно относиться к людям, даже если у тебя неприятности;

·        защитить слабого на улице, если его обижают;

·        не злиться, если тебя толкают или обижают в транспорте (в школе, на улице);

Дети делятся на группы и рассказывают, каким дол­жен быть человек, способный проявить любовь к ближнему в той или иной ситуации.

 

ЮШКА

(в сокращении)

А. Платонов

Давно, в старинное время, жил у нас на улице ста­рый на вид человек. Он работал в кузнице при боль­шой московской дороге подручным помощником у главного кузнеца, у него мало было силы. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; гла­за же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кух­не. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и са­хару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же, без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжен­ных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его голое тело, и босой, зимою же он наде­вал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца...

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ноч­лег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ло­житься — вон и Юшка уж спать пошел.

А малые дети и даже те, которые стали подростка­ми, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, пере­ставали играть на улице, бежали за Юшкой и крича­ли:

        Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку...

Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слиш­ком больно, он говорил им:

        Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем ну­жен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежне­му толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, от­чего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его...

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на ули­це, тоже иногда обижали его. У взрослых людей быва­ло злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

        Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ...

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем вино­ват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый чело­век приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнув­шись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

        Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйс­кая дочь. — Зачем ты живешь?

Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

        Меня, Даша, народ любит!
Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе ухо разорвали, а ты говоришь — народ тебя любит!..

Эх ты, Юшка, Юшка! — вздыхала Даша. — А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!

Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...

По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственни­ки. Никто не знал, кем они ему приходились...

В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на бе­лые облака, рождающиеся в небе, плывущие и уми­рающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе без­людно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и поды­мал с тропинки бабочек и жуков, которые пали за­мертво, и долго всматривался в их лица...

Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова на­чинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

Но год от году Юшка все более слабел. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посме­ялся над ним:

— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хотя бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, пер­вый раз в жизни.

— А чего я тебе, чем я вам мешаю! Я жить родите­лями поставлен, я по закону родился, я тоже всему све­ту нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него.

        Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный! Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

        Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся. Вскоре проходил мимо столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки.

        Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..

Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положи­ли на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь на­род, который знал Юшку и потешался над ним и му­чил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпев­шего всякое чужое зло, ожесточение и насмешку.

Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

        Какого Ефима Дмитриевича? — удивился куз­нец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитрием...

Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Кузнец помолчал.

А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич по­местил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...

Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец.

Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мерт­вый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончи­ла ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала пла­ты за свой труд... И все ее знают в городе, называя до­черью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

 

Вопросы и задания к рассказу:

·        Когда вы встречаете на улице людей, подобных Юшке, как вы к ним относитесь?

·        Как вы думаете, почему люди часто смеются и из­деваются над слабыми и непохожими на других людьми? Есть ли такие люди в вашей школе? Рас­скажите, почему их обижают.

·        Если кого-то на ваших глазах обижают, как вы поступаете?

·        Смогли бы вы заступиться за Юшку? Что вы ска­зали бы людям, чтобы они не обижали его? Как вы думаете, какими были родители Юшки?

 

Письменная работа

Поделите детей на пары. Один человек из пары пи­шет рассказ о Юшке с точки зрения жителей города, другой — с точки зрения его приемной дочери. Затем дети читают друг другу свои рассказы и сравнивают их. Вместе с детьми педагог делает вывод о том, что в каждом человеке есть внутренний мир, достойный любви и уважения.

 

Рисунок «Памятник доброму человеку»

Представьте, что жители города решили что-то сде­лать в память о Юшке, например: поставить ему па­мятник, построить новую больницу или приют для сирот. Нарисуйте и расскажите, что сделали жители города в память об этом человеке. Из рисунков детей делается выставка: «В память о добром человеке».

 

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz