Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 19.05.2024, 07:54 |
Сайт учителя географии Пантелеймоновой Татьяны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Классный час "Во имя ближнего"
Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, могут принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить. Мать Тереза Творческое задание «Что нужно для любви» Напишите на доске, что необходимо иметь человеку, чтобы любить своих ближних, например: доброту, материальный достаток, престижную профессию, положение в обществе, умение уважать людей, умение прощать, внимательное отношение к людям и т.д. Поделите детей на группы по пять человек и попросите их выбрать пять пунктов из записанных на доске и расположить эти пункты по приоритету. Затем члены групп по очереди доказывают всем остальным важность выбранных ими пунктов.
Вопросы и задания для беседы; · Каких людей вы можете назвать своими ближними? · Какие люди, по-вашему мнению, заслуживают любви и уважения? · Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете? · Как научиться с любовью относиться к слабым людям? · Расскажите, в каких профессиях нельзя добиться успеха без любви к ближнему, и почему. БЛАГОРОДНАЯ ЖЕРТВА Индийская легенда Трудно себе представить, что такое настоящий голод. Рассказывают множество историй об ужасах того великого голода, который разразился в Ориссе более ста лет назад. Подряд три года не было дождя. Колодцы, ручьи и даже реки высохли. Земля была беспощадной и сухой, и урожай повсюду не уродился. Никто ничего не сеял и не жал. Рис стал роскошью, и все начали забывать, каков он на вкус. Люди ели траву и листья деревьев, но вскоре даже эта еда стала редкостью. Проходили дни и месяцы, запасы риса и зерна, припрятанные богачами, также пришли к концу. И через некоторое время жидкой похлебки едва хватало им и их детям. Голод косил людей. Повсюду слышались мольбы и крики страждущих и больных. Голод и нужда доводили людей до того, что они вели себя подобно животным. Мужья оставляли жен, родители забывали о любви к детям и с жадностью поедали все то немногое, что могли достать, не давая им ни крошки. Люди убивали друг друга за горстку риса. Грабили дома богатых людей и расхищали их запасы риса. Всякий раз, когда становилось известно, что где-то готовят еду, группы молодых людей, вооруженных палками, появлялись там и все уносили. Но даже и в это страшное время встречались благородные поступки, самопожертвование и героизм. Поблизости от Кендрапара, расположенного в округе Каттак, находилась деревня. В ней жил старик с женой, сыном и дочерью. Старый человек был батраком и даже в старые добрые времена едва сводил концы с концами. Когда же наступил голод, никто уже не нанимал его, и он, как и многие другие, стал нищим. Его жена и дети тоже отправились выпрашивать милостыню. С утра до вечера они просили подаяние, но только изредка им удавалось получить горстку риса. Как-то несколько дней они не могли ничего достать и питались листьями деревьев или травой, которые они варили. Старик становился все слабее и слабее, заболел и умер от голода. Его жена и дочь стали слишком слабы, чтобы ходить за милостыней. Но у сына, которого звали Санатан, оставалось еще немного сил, и он понял, что теперь его долг кормить мать и сестру. Санатан бродил из деревни в деревню, прося милостыню, но не получал ничего. Тем не менее он продолжал идти вперед. Он был очень слаб и едва передвигал ноги, но все время думал о голодающих матери и сестре, и это придавало ему силы, и он продолжал путь. После двухдневных странствий в поисках еды он подошел к дому, в котором был достаток. Добрая хозяйка, увидя иссохшее тело Санатана, пожалела его. — Сынок, — сказала она. — Я не могу дать тебе достаточно риса, чтобы заполнить твой желудок, однако возьми и съешь столько, сколько здесь есть.Санатан аккуратно разостлал кусок ткани на земле, и добросердечная женщина положила на него немного вареного риса. — Съешь это, сынок, — сказала она. Но Санатан, завязывая рис в узел, ответил: — Как я могу съесть это? Моя мать и сестра ничего не ели уже два дня. Я возьму этот рис домой. Ему предстоял дальний путь. Он чувствовал усталость, слабость и голод. Он шел, останавливаясь немного передохнуть, затем снова шел до тех пор, пока уже не смог идти дальше, и прилег в тени бананового дерева, положив драгоценный рис у изголовья. «Посплю-ка немного, — подумал Санатан. — Тогда я, может быть, смогу дойти домой до моей матери и сестры. О, как они, должно быть, голодны!» Он лег. Его утомленные глаза закрылись. Вскоре он крепко заснул, но больше не проснулся. А некоторое время спустя проходящие мимо люди с удивлением заметили мертвого мальчика, хотя при нем была еда. «Как такое могло случиться, — недоумевали они, — что мальчик умер в то время, когда у него был с собой рис? Люди умирают от голода, а этот мальчик умер, имея еду при себе». Они не могли понять, что мальчик больше любил мать и сестру, чем самого себя.
Вопросы и задания к легенде: · Приходилось ли вам делиться с кем-то последним куском хлеба или глотком воды? · Что может помочь человеку вести себя достойно в экстремальных ситуациях и не забывать о своих «близких? · Что символизирует горсть риса в этой легенде? · Как любовь к ближним может помочь правителю страны избежать голода в засушливые годы? · Как вы думаете, есть ли в современном мире правители стран, основой правления которых является любовь к ближнему?
Творческое задание «Готовность помочь» Педагог дает детям разные ситуации, как пример любви к ближнему: · всегда подавать милостыню нищим; · посещать дом престарелых и ухаживать за ними; · помогать материально детским домам и приютам; · внимательно относиться к людям, даже если у тебя неприятности; · защитить слабого на улице, если его обижают; · не злиться, если тебя толкают или обижают в транспорте (в школе, на улице); Дети делятся на группы и рассказывают, каким должен быть человек, способный проявить любовь к ближнему в той или иной ситуации.
ЮШКА (в сокращении) А. Платонов Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге подручным помощником у главного кузнеца, у него мало было силы. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы. Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же, без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его голое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца... Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел. А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали: — Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку... Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: — Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его... Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: — Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ... И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе. Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой. — Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь. — Зачем ты живешь? Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить. — Меня, Даша,
народ любит! У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе ухо разорвали, а ты говоришь — народ тебя любит!.. Эх ты, Юшка, Юшка! — вздыхала Даша. — А ты ведь, отец говорил, нестарый еще! Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал... По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились... В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица... Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его. Но год от году Юшка все более слабел. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: — Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хотя бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться... И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни. — А чего я тебе, чем я вам мешаю! Я жить родителями
поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня
тоже, значит, нельзя!.. — Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный! Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. — Отдохни, —
сказал прохожий и ушел домой. — Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!.. Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни. Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение и насмешку. Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? — Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался: Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитрием... Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Кузнец помолчал. А вы кто ему будете? — Родственница, что ль? Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет... Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец. Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца... С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд... И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.
Вопросы и задания к рассказу: · Когда вы встречаете на улице людей, подобных Юшке, как вы к ним относитесь? · Как вы думаете, почему люди часто смеются и издеваются над слабыми и непохожими на других людьми? Есть ли такие люди в вашей школе? Расскажите, почему их обижают. · Если кого-то на ваших глазах обижают, как вы поступаете? · Смогли бы вы заступиться за Юшку? Что вы сказали бы людям, чтобы они не обижали его? Как вы думаете, какими были родители Юшки?
Письменная работа Поделите детей на пары. Один человек из пары пишет рассказ о Юшке с точки зрения жителей города, другой — с точки зрения его приемной дочери. Затем дети читают друг другу свои рассказы и сравнивают их. Вместе с детьми педагог делает вывод о том, что в каждом человеке есть внутренний мир, достойный любви и уважения.
Рисунок «Памятник доброму человеку» Представьте, что жители города решили что-то сделать в память о Юшке, например: поставить ему памятник, построить новую больницу или приют для сирот. Нарисуйте и расскажите, что сделали жители города в память об этом человеке. Из рисунков детей делается выставка: «В память о добром человеке».
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |