Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 19.05.2024, 08:23 |
Сайт учителя географии Пантелеймоновой Татьяны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Классный час "Учимся прекрасному"Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды. Сенека Творческое задание «Наши надежды» Дети делятся на группы. Одна группа — семья, другая — врачи, третья — учителя, четвертая — ученые и т.д. Дети рассказывают, на что должны надеяться те, кого они представляют, чтобы жизнь людей стала лучше. Каждая группа должна придумать столько пунктов, сколько детей входят в ее состав. После рассказов детей педагог обсуждает с ними, какие надежды кажутся им реальными, а какие — нет, и почему.
Вопросы и задания для беседы: § Как сохранить надежду, несмотря ни на что? § Кто помогает вам сохранять надежду? § Умирает ли надежда, если человек перестает на что-либо надеяться? Может ли надежда умереть? § Можно ли потерять надежду? В каких ситуациях человеку нельзя терять надежду, и почему? § На что в жизни стоит всегда надеяться? Стоит ли всегда надеяться на лучшее, и почему? § Если бы вы встретили человека, потерявшего надежду, как бы вы его утешили? § Нужно ли уметь бороться за свою надежду, и как этому научиться?
А. Абу-Бакар Это была очень, ну просто как кукла, очень красивая маленькая девочка... Как сегодня помню, привезли ее тогда в детский дом из соседнего аула Чишили. На отца ее получили похоронную, и мать вскоре от горя умерла. Рассказывали, что очень любили друг друга, говорят, немая она была до встречи с ним, полюбила его и вдруг заговорила. Бывает такое в жизни. Война молнией сразила любящих, осталась под синим небом сиротой эта девочка. Она была замкнутой, отчужденной, все время молчала, можно было подумать, что она потеряла дар речи. Все время сидела на своей койке притихшая, не поднимая глаз, а потом засыпала, свернувшись, как котенок. И мне приходилось накрывать ее одеялом. На своих уроках я сажала ее рядом с собой, надеялась, что она вовлечется в работу. Но нет, девочка пугливо отстранялась, настораживалась, будто все ребята вокруг хотели ей зла. Однажды она исчезла. Весь дом обыскали, обошли все строения, в ауле людей расспросили — нет, ее не было нигде. Я расстроилась, ведь дирекция спросит меня, потому что исчезла она с моего урока. Пешком я пошла в аул, откуда она родом... Дорога вела мимо кладбища. Была лунная ночь, и вдруг я услышала плач... Смотрю, возле могилы, сиротливо подобрав ноги, сидит моя девочка и причитает: — Мамочка, родненькая, вернись ко мне. Почему ты ушла от меня? Я никогда, никогда не буду обижать тебя, только вернись... Сжалось мое сердце, подошла я тихо, села рядом, обняла ее и заплакала вместе с ней. Девочка прижалась ко мне. — А ты разве знала мою маму? Знала, доченька, знала, — соврала я. Правда же, она была самая лучшая? Да, доченька, самая, самая лучшая. Я обидела ее, и она ушла от меня, — горько всхлипнула девочка. Нет, доченька, не ты ее обидела... А кто же? Война, доченька, проклятая война. Здесь же, тетя, войны нет. Нет, доченька, война всюду достает. Не плачь, ласковая ты моя. Отец твой скоро вернется, — говорю ей, желая утешить. Оказывается, и в маленькое сердце маленького человека вмещается большое горе. —Нет, добрая тетя, папа тоже не вернется, его убили. С войны, доченька, бывает, возвращаются. Мне кажется, что он обязательно вернется, — очень хотелось мне дать ей надежду. — А на войне, доченька, холодно. Хочешь, чтоб папе было тепло и чтоб он поскорей к тебе вернулся? Конечно, хочу, он же мой папа. Пойдем, доченька, пойдем, родная. Я тебя научу вязать, ты свяжешь папе носки и пошлешь... И варежки, чтоб руки не мерзли. Правильно, и варежки... — Я поправила на ней платочек и пальтишко, взяла ее за руку... С того дня Шахризат сдружилась со мной. Встречая меня, она говорила: «Я так ждала, ждала тебя, добрая тетя...» Девочка оказалась смышленая, сообразительная и легко научилась вязать. Связала она и пестрые джу-рабы-носки и варежки. И пошли новые посылки на фронт. Она ждала письма. И сегодня нет от папы письма, — бывало, взгрустнет она, прижавшись ко мне. Будет, будет, доченька. А писем все не было. Заскучала моя Шахризат, худеть стала, прямо на глазах таяла. Что только я ни придумывала, ничто не помогало. И тогда ты, сын мой, оказал мне услугу. Помнишь? — Да, мама, я написал ей письмо от ее отца... И она получила его. Читать-то еще не умела, в первый класс ходила. А письмо прочитала ей старшеклассница. Какая была радость у девочки, как носилась она с этим письмом! Это мой папа мне прислал! — звенел ее голосок. Поздравляем, Шахризат. Спасибо, — кланялась она всем. Еще два раза, кажется, я прибегла к твоей помощи, сын мой. Больше не пришлось писать. Бывают, оказывается, в жизни чудеса. Однажды сидим мы под навесом на солнцепеке, девочки трепали шерсть, я красила нитки. Во двор к нам вошел с вещмешком усталый солдат. Остановился он посреди двора, глядит вокруг. Со всех сторон сразу выскочили дети, сотня пар детских глаз в ожидании и надежде не сводила с него взгляда. Дудеш! Папа! — раздался вдруг рядом крик, и в беспамятстве упала на мои руки Шахризат. Папа! — эхом отозвались дети, будто вспомнив что-то родное, позабытое, затаенное. Я думала, сердце у меня выскочит из груди. С девочкой на руках подошла я к солдату и разрыдалась. Это был ее отец.
Вопросы и задания к сказке: § Как бы вы на месте учительницы из рассказа вселили в девочку надежду? Как вы думаете, может ли человек обмануть из-за благородной цели? § Что значит подарить или отнять у кого-то надежду? § Как вы думаете, почему в жизни Шахризат произошло чудо? § Знаете ли вы людей, в жизни которых происходили чудеса, потому что они умели надеяться?
Сценка «На кого мы надеемся» Дети делятся на пары. Один человек из пары доказывает, что каждый должен надеяться только на себя, а другой — убеждает его, что человеку сложно жить без надежды на близких и друзей. Затем педагог обсуждает с детьми, как помочь себе и друг другу не терять надежду.
Письменная работа Попросите детей перечислить разные глаголы, которые можно связать со словом «надежда». Например: подарить, открыть, потерять, отдать, вернуть, забыть, вспомнить, жить, светить и т.д. Затем дети перечисляют разные прилагательные к слову «надежда». Например: крылатая, великая, красивая, незримая, живая, вечная, добрая и т.д. Все перечисленное детьми записывается на доске в две колонки. Каждый выбирает два слова — глагол и прилагательное, например: «искать» и «великая», и объясняет письменно, что значит искать великую надежду, и как ее найти. Из работ детей составляется книга: «Мысли о надежде».
Рисунок «Звезды надежды» Дети записывают цитату Октава Фелье: «Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не открыл в конце концов какую-нибудь звезду». Попросите детей вспомнить и нарисовать в виде звезд на небе свои надежды, затем надежды своей семьи, жителей своего города, людей все планеты и т.д. По рисункам друг друга дети угадывают, чьи это надежды, и объясняют свое мнение. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |